Болотный лунь Circus aeruginosus

Птицы удивительные создания, они, пожалуй, единственные представители животного мира, которые в совершенстве смогли овладеть большинством из способов перемещения в пространстве. Много видов пернатых умеют отменно нырять и плавать. Среди них есть и те, кто очень быстро бегает по поверхности земли, и те, которые с акробатической ловкостью способны лазать в дебрях кустарников, в густых кронах деревьев, среди частокола тростников. Однако самым главным достижением птиц является парить в небесах. Полет стал тем остовом, вокруг которого сгруппированы многообразные приспособления птиц к такой изменчивой среде обитания.

Все основные черты внутреннего строения и внешнего облика пернатых сформировались за время эволюции, для того чтобы приспособиться к полетам. Их туловищный отдел позвоночника потерял гибкость и стал единым целым с тазовыми костями, обеспечивая надежное основание для крепления крыльев, тело же стало обтекаемой формы. На грудине у птах получил развитие особый гребень, на котором прикреплена мощная летательная мускулатура. Доля этой мускулатуры в пределах 15 - 25% от общего веса птицы. Большие кости конечностей у птиц превратились в трубчатые.

Еще одним важным приспособлением является уникальнейшая система воздушных мешков, лишь благодаря ей даже во время самого стремительного полета у пернатых не возникает одышки. Но для взлета птицам всегда нужно какое-то усилие, которое обеспечит набор скорости, нужной для нормального полета. Способы используются самые различные: крупные птицы, например, разбегаются по воде или земле, тогда как мелкие подпрыгивают. Если птица сидит и у нее есть необходимый запас высоты, она как бы проваливается вниз, а уже через мгновение раскрывает крылья. Кайра, к примеру, не способна взлететь с твердой и ровной поверхности. Чтобы взмыть в воздух, ей нужно, броситься со скалы или словно гидросамолету, разогнаться по воде.

Способы торможения у пернатых тоже различаются. Одни тормозят с помощью развернутого хвоста или крыльев, другие же, например тупики и все те же почти бесхвостые и быстро летающие кайры, приспособились тормозить, расставив свои перепончатые лапы.

В совершенстве освоив воздушное пространство, у пернатых отпала необходимость принудительно приспосабливаться к превратностям климата, причем к абсолютно всем без исключения, и в любой местности. Крылья могут перенести птиц из районов, куда пришла бескормица и неподходящая погода, в те места, где много пищи и где более благоприятный климат.

За время эволюции разделение птиц на перелетных и оседлых произошло так же естественно, как и у других видов животных, наделенных умением легко преодолевать большие расстояния. Одни виды пернатых предпочли преодолевать трудности в одной постоянной местности и не подвергаться случайным испытаниям во время странствий. Иные сделали другой выбор: на время тяжелых времен они улетают в дальние края, однако, как только жизнь в их среде обитания налаживается, они возвращаются. Отсюда можно сделать вывод, что регулярная сезонная миграция пернатых северного полушария стала ответом на смену продолжительных неблагоприятных и столько же продолжительных благоприятных периодов, проще говоря, лета и зимы. Дальние перелеты приходится осуществлять в самых разнообразных условиях. Крачки, казарки, чайки и кулики, к примеру, мигрируют вдоль привычных морских побережий, а такие пернатые как таежные пеночки по пути к местам зимовок преодолевают огромные броски через горы и пустыни Средней Азии, находясь неделями в непривычной для себя обстановке. Птицы летят днем и ночью, в ненастье и ясную погоду, пробиваются сквозь снегопады, туманы и дожди — не лететь, пока позволяют силы, они не могут.

Для основной массы птиц машущий полет, это самая тяжелая работа, которую они могут выполнять. Затрата энергии на полет превышает минимум уровня расходования энергии в состоянии покоя в двенадцать раз, и только лишь у стрижей и ласточек, лучше всех приспособившихся к полету, в четыре раза.

Для преодоления одинакового расстояния крысе придется затратить больше энергии, примерно в 15 раз, чем голубю. Если считать на единицу расстояния, то большие птицы тратят на перемещение единицы массы своего тела меньше энергии, чем реактивный истребитель или винтовой самолет.

Стриж в сутки находится в полете около 16 часов, городская ласточка - 14, деревенская ласточка - 9, канюк - 5, скопа - 3, а куропатки, кулики и утки, и множество мелких певчих птиц, не пользующихся полетом при добывании еды, проводят в воздухе не более часа в сутки.

Для того чтобы находиться в воздухе и двигаться вперед, пеликану нужно махать крыльями 1,2 раза за одну секунду, голубю необходимо осуществлять 8 взмахов, дрозду - 14. А самый впечатляющий результат у колибри, обитающей в Южной Америке успевающей за секунду махнуть крыльями 50-70 раз.

По скорости, доступной для дальнего полета, самая скоростная птица РФ - черный стриж, преодолевающий за час 100-110 км. За такое же время гуси и кулики пролетают от 70 до 90 км, скворец - 70 км, деревенская ласточка около 60 км, чайки и журавли - 50 км, овсянки, зяблики, воробьи - 40 км, а синицы - 35 км.

Белые гуси в период миграции преодолевают 2700 км почти за трое суток, камнешарки - 820 км чуть более суток. При максимальном напряжении своих сил скворец за сутки способен улететь на 1200 км, а зяблик на 1140 км за 48 часов. Средняя скорость перелета намного меньше. Обычно в Испанию из Прибалтики зяблики путешествуют примерно месяц при скорости 50 км в сутки.

Пикирующий сокол-сапсан мчится к жертве со скоростью 300 км/ч, что является максимумом для птиц, а во время спасения от самолета, он пользуется скоростью в 250 км/ч.

Энергию для перелета птице обеспечивает подкожный жир. Грамма жира зяблику может хватить для беспосадочного полета на расстояние в 100 км, а отложить этот грамм при условии обилия корма зяблик может за один световой день. В сезон миграций у птиц просыпается «волчий» аппетит. В другое время такого аппетита у них не наблюдается. Птицы приобрели способность довольно быстро накапливать жир, необходимый для перелета.

--------------
фото © Вадим Зыков Болотный лунь Circus aeruginosus