Рубрики
Разное о птицах

Пернатые жители луга

полевой жаворонок

Хорошо весной на лугу. Солнце, облака, лёгкий ветерок колышет молодую траву. То тут, то там виднеются среди её стеблей цветы всех оттенков жёлтого, голубого, сиреневого, фиолетового. Над головой — бескрайнее небо, под ногами — такой же нескончаемый зелёный простор. Дышится легко и свободно.

Много здесь насекомых и юрких ящериц. Но особую прелесть придают лугу его пернатые обитатели. Вот полевой жаворонок возносится в небо с песней, трепеща крылышками и почти скрываясь в солнечном свете. Кажется, будто он заводной — часами льётся сверху его простая, но задорная трель, и нет птичке покоя. А пока самец поёт, самочка устраивает простое гнёздышко прямо на земле, среди луговой растительности. Через две недели, когда выведутся птенцы, не до песен станет её супругу — обе птицы будут выкармливать потомство.

А вот яркая лимонная птичка присела на высокий стебель полыни, тревожно подергивая чёрным хвостиком и издавая звонкое «фии-фии». Это жёлтая трясогузка предупреждает своих соседей об опасности — внимание, человек на гнездовой территории! Здесь же можно встретить её сестрицу желтоголовую трясогузку. Различить этих птичек издалека непросто. Трясогузки любят влажные луга, их часто можно встретить в поймах рек.

Внезапно из густой травы раздаётся громкий треск «крэкс-крэкс», будто кто-то водит деревяшкой по большой гребёнке. Неизвестный крикун умолкает, а через несколько секунд его крик раздаётся уже с другого места. Это коростель, скрытный любитель сумерек и один из лучших наших пернатых бегунов. Очень неохотно эта птица поднимается на крыло, предпочитая убегать от опасности и затаиваться среди травы. Но осенью коростелям приходится лететь на юг, преодолевая значительные расстояния. Характерное «крэкс-крэс» — это брачная песня самца, которой он привлекает самок. В дальнейших гнездовых заботах певец участия не принимает.

А с другой стороны луга раздаётся крик еще одного любителя пеших прогулок — обыкновенного перепела. «Подь-полоть, подь-полоть!» — старательно выводит птица. Правда, особенно активно «поёт» перепел в сумерках и ночью, хотя и днём его вполне можно услышать. Как и у коростеля, самец перепела спаривается с разными самками, которые затем в одиночку выращивают потомство.

В небе над лугом можно увидеть различных хищников — вот пустельга зависла в воздухе, высматривая грызунов, а вот и её родич чеглок, гроза полевых жаворонков и прочей пернатой мелочи. Низко летают над травой, высматривая добычу, более крупные хищники — обыкновенный и луговой луни. Эти птицы даже гнёзда устраивают на земле среди травы, в отличие от большинства своих родственников.

На высоком стебле конского щавеля звонко щебечет оранжевогрудый луговой чекан. Вот он увидел человека, замолк, перелетел повыше и издал тревожное «тьи-чек-чек», благодаря которому и получил своё название. Гнездо эта птичка, как и другие её соседи, устраивает на земле, в небольшом углублении или даже глубокой ямке. Яйца лугового чекана характерной голубовато-зелёной окраски. О птенцах заботятся оба родителя. Малыши покидают гнездо, еще не умея летать, и прячутся неподалёку в густой траве.

Полевой жаворонок — не единственный из луговых пернатых, взлетающих в небо с песней. Вот с монотонным «ити-ити-итити-тии-чррр» проносится и опускается на землю луговой конёк, близкий родич лесного, точно так же летающего над лесными опушками с протяжной трелью. На этом, впрочем, сходство и заканчивается, в остальном луговой конёк больше похож на трясогузок, чем на своего лесного собрата.

У края луга, где уже начинается кустарник, слышится звонкое «зинь-зинь-зинь-зиии» обыкновенной овсянки. Желтоголовый певец сидит на самом верху куста. Самочка тоже где-то здесь рядышком, сидит на гнёзде, устроенном в траве среди кустов. Если нечаянно спугнуть насиживающую птицу, она взлетит на куст с тревожным «цик, цик», и к ней незамедлительно присоединится самец. Если в гнезде уже есть птенцы, обе овсянки примутся отводить врага подальше, привлекая внимание к себе.

Таков весенний луг. Нет здесь выдающихся певцов вроде соловья или певчего дрозда, всё больше простенькие да короткие трели слышатся. А вот радости от этих встреч ничуть не меньше.

—————
фото © Вадим Зыков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *