соловей

Пение птиц - вещь почти неподражаемая. Можно, конечно, уловить нотную составляющую, ритм этого пения, но у нас не существует музыкальных инструментов, которые бы передали характер нежных звуков, издаваемых птичьим горлышком. Знаменитые композиторы неоднократно пытались передать пение птиц. Например, Бетховен в своей Шестой (пасторальной) симфонии в adagio ввёл подражание напеву кукушки, перепёлки и соловья. Подобные попытки мы видим у Листа в его «Св. Франциске», у Шумана. Но эти композиторы хотели скорее передать настроение, порождаемое птичьим пением, чем само пение. Особенно облюбовали композиторы соловья.

У птиц в пении можно различить те же элементы, что и в «человеческой» музыке: тоны, полутоны, интервалы, музыкальные фразы, трели и т. п. Чаще всего птичка повторяет одну и ту же фразу, которая, смотря по её породе, может быть разной длины. Так, обычная фраза дрозда и зяблика длится две-три секунды, соловья - три секунды, малиновки - четыре-пять секунд, горлицы - две секунды, жаворонка - две-пять секунд. Птицы чрезвычайно редко фальшивят, и никогда их пение не напоминает какофонию. Тембр очень разнообразен: голос дрозда или галки напоминает человеческий, а голос крапивника сходен с жужжанием насекомого. Очень разнообразен по тембру голос соловья: в нём слышатся ноты, напоминающие человеческий голос, а другие напоминают гобой. Голос кукушки и горлицы напоминает низкие ноты флейты, дрозда и иволги — флажолет, зяблика - кларнет, колпицы — контрабас.

Неоднократно пытались понять пение птиц, истолковать его значение, определить, что оно выражает. Диккенс пытался даже создать азбуку общения животных и птиц Ясно одно: голос птиц выражает их настроение, служит для передачи нужной информации, подобно тому, как слово служит человеку для передачи информации.