Рубрики
Разное о птицах

Смешанные стайки

Гаичка сероголовая

Над алтайской тайгой резвилась снежная вьюга. Мохнатые кедры, будто боясь упасть, отчаянно машут своими ветвями, как руками. Засыпаемый снегом, лес ворчит, и временами сухими выстрелами щелкают обломившиеся сучья. Старые ели скрипуче и тоскливо переговариваются между собой. Однотонный сплошной шум и ни единого голоса, ни единого следа, будто в тайге все повымирало.

И если в такой денёк выйти в лес, то прямо над головой можно услышать тоненький, почти что мышиный писк: «цить-цить». Это на ёлке копошится обычная пташка таежного леса — гаичка. Она суетится и постоянно перепархивает с одной ветки на другую, как намагниченная, с разгону прилипает к ней снизу. Еще разок пискнув, она исчезает в густой кедровой кроне. Однако сразу же, но уже с другой стороны, слышится точно такой же тоненький писк. И если повернуться, в надежде посмотреть еще на одну гаичку, то вместо гаички можно увидеть быстро спускающегося вниз головой по стволу дерева — поползня. Но, не успев убедиться, поползня ли это писк, снова слышится знакомый писк. Теперь на ветке совсем рядом сидит миниатюрная синица-московка. Крошечная, вертлявая, она топорщит пёрышки на своей головке и посматривает то в одну, то другую сторону.

Удивительно всё это, птицы разные, а голос один и тот же. В это время, где-то за спиной снова слышится такой же голосок.

На этот раз обладателем знакомого писка оказывается — королек. Зовётся корольком, а сам не больше бабочки махаона. На его головке хорошо различимая ярко-желтая полоска.

Оказывается, здесь кормится смешанная стайка насекомоядных зимующих пернатых. Перепархивая с одной ветки на другую и с одного дерева на другое, они ни куда не спеша продвигаются по лесу. В этой стайке вполне можно увидеть и такую лесную проныру, как пищуха, с точно таким же писком. Тоненьким, чуть изогнутым клювиком, очень похожим на небольшое шильце, она обследует каждую щёлку и каждую трещинку в шершавой коре дерева, будто не доверяя своим меленьким глазкам.

Все эти пернатые, в зимний период, в поисках еды, довольно часто образуют такие смешанные стайки и кочуют по лесу. Компанией безопаснее, да и веселее. Стоит только одной птахе заметить неладное, как тут же она поднимает переполох, а все остальные уже готовы схорониться. Чтобы во время путешествий по зимнему заснеженному лесу не потеряться, птички переговариваются: «цить-цить», что, наверное, означает: «Я здесь, а где вы?».

Одинаковый позывной крик у всех этих пичуг явление совсем не случайное. По всей видимости, он был выработан в течение длительных времён их совместного пребывания в зимний период. Вот и выходит, что испокон веку эти пичужки совместно коротают нелёгкое время.

Бывает, что в таких смешанных стайках кочуют и дятлы. Дятлам с пернатой мелюзгой выгодно водить дружбу. И пичужкам от него польза: раздолбит дятел какой-нибудь трухлявый пень, обдерет с лесины отставшую кору, а там различные насекомые и их куколки. Добычу, ту, что покрупнее дятел сам с удовольствием съест, а всякую шестиногую мелочёвку другим оставит. А они всегда рядом и с радостью подберут остаточки с дятлова стола. И если же так случится, что неподалёку четвероногий или пернатый хищник притаится, вездесущие поползни да синицы наверняка заметят. Дадут знать. Поэтому и дятлу не мешает с ними быть вместе.

————-
фото-www.flickr.com/photos/ardeola/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *