С давних времён люди, живущие среди первозданной природы, делали попытки объяснить окружающие их явления, руководствуясь своим знанием и опытом. Растениям приписывались необычайные и чудодейственные свойства. Птицы и звери в народных поверьях наделялись не только эмоциями и чувствами, характерными только для человека, но и всерьёз считались воплощением богов и духов, то есть высшими существами.
Чтобы познать птиц, о которых уже давно сложены легенды, нужно отправиться на Горный Алтай, который на языке коренных жителей означает «Золотые горы», зарубежные же туристы называют Горный Алтай — «Жемчужиной Сибири».
На протяжении нескольких лет Горный Алтай входит в число пятнадцати самых экологически чистых территорий Российской Федерации.
С древнейших времен на территории Алтая сохранились уникальные по точности и красоте наскальные изображения зверей и птиц. В этих краях легенды, передаваемые из поколения в поколение живы и до сегодняшнего дня. Особым почитанием и уважением у народа Алтая пользуются птицы. К примеру, лебеди. Множество племён считали, что их древний род начался именно с данной величественной птицы.
Особое положение в мифологии Алтая занимают хищные птицы: соколы, орлы, коршуны. Эти могучие и стремительные птицы всегда восхищали людей. На своих могучих крыльях они доставляли богам послания от шаманов. Очень занимательна и интересна алтайская легенда о появлении земной поверхности. Она гласит, что сначала был только необъятный, бескрайний океан. По зеркальной поверхности водной глади плыли две утки. Вдруг одна из них достала со дна ил, в итоге получилась суша. Другая стала поднимать со дна камни — и возникли горные массивы.
В мифологии Алтая два высших божества Ульгеня и Эрлика изображались в образе уток. В алтайской степи, среди семейства утиных, благодаря своей яркой окраске, стоит особняком степная утка-огарь, многие местные жители называют её так же варнавкой. Красная или степная утка добывает себе пропитание как в воде, выискивая небольших рачков и водоросли, так и на суше, поедая мелких насекомых и траву.
Вот еще одна довольно красивая легенда.
Когда-то в давние времена молодой алтайский юноша полюбил девушку из соседской деревни, только родители девушки были против свадьбы, так как в мечтах у них был другой жених для своей единственной дочери. Родители разлучили влюбленных. Не в силах перенести разлуку юноша превратился в журавля-красавку, а девушка стала уткой-огарём.
Степная утка-огарь и журавль-красавка подбирают для своих гнездовок похожие степные ландшафты неподалёку от озёр и рек, и именно поэтому по народному поверью считаются неразлучными. Коренные местные жители глубоко верят, что если убить одну из этих красивых птиц, то вторая обязательно прилетит и навлечёт много бед на охотника. Поэтому алтайцы предпочитают не охотиться ни на красавку, ни на огаря. Только лишь во времена Великой Отечественной войны, а также и чуть раньше после раскулачивания, из-за нищеты и голода здесь стали охотиться на этих прекраснейших представителей пернатого мира, для пропитания. Из-за этого существование журавлей-красавок на Алтае было под непосредственной угрозой. Однако за последние шестьдесят лет их популяция почти полностью восстановилась. И в настоящее время можно довольно часто увидеть этих редких птиц, которые занесены в красную книгу.
Естественная живая природа в мифологии Горного Алтая всегда связана с миром духов и миром людей. Птицы оказывали помощь людям, они обладали необычайной способностью, умением летать, именно поэтому служили посланниками воли божеств. Животные всегда и во все времена шли рядом с человеком, жили с ним. Люди же стремились, в свою очередь, понять язык птиц и зверей, объяснить их поведение. Человек изображал животных на глиняной посуде и на стенах своих жилищ. И, конечно же, слагал о них мифы, легенды и сказки.
————-
фото-www.photodigiscoping.com
Рубрики