Рубрики
Разное о птицах

Обоняние птиц

Серебристая чайка

Сезонные перелеты птиц, их необыкновенная способность преодолевать огромные расстояния, строго придерживаясь нужного курса,— загадка, которая до сих пор полностью не разрешена. Не исключено, что важную роль в ориентационных способностях птиц играет орган обоняния. Обонятельный отдел у птиц занимает меньшую часть носовой полости и расположен как бы в стороне от основной массы проходящего воздуха. Лишь небольшая часть воздуха, вдыхаемого птицей, поступает ло узкому каналу в сравнительно широкую полость обонятельного отдела. Здесь скорость проходящего воздуха сразу падает, так что молекулы пахучего вещества рассеиваются, как одеколон, распыленный из пульверизатора.

Как и у всех высших животных, обонятельный отдел носовой полости у птиц выстлан эпителиальными клетками, чувствительными к пахучим веществам. По своему строению и электрофизиологическим свойствам эти клетки аналогичны чувствительным клеткам других наземных позвоночных.

Исследование носовой полости птиц, принадлежащих к разным отрядам, показало, что обонятельный отдел слабее всего развит у тех из них, которые практически не летают. Яркий пример — домашняя курица, у нее основная роль при добывании пищи принадлежит зрению. У нее чувствительные к запахам клетки занимают менее десятой части всей поверхности носовой полости. А вот у вальдшнепа — самая большая среди обследованных лесных птиц поверхность обонятельного эпителия. Это легко объяснить, если вспомнить, что вальдшнепы любят заросли, заболоченные почвы и сырые леса, где всегда царит полумрак. Тут, по-видимому, зрение отодвигается на задний план и особо развивается обоняние, которое помогает птице добывать пищу. Небольшая птичка из того же отряда, что и вальдшнеп, тиркушка луговая добывает себе корм на лету, так же как ласточки или стрижи. Ясно, что для нее зрение играет важную роль, но и у этой птички по сравнению с курицей обонятельный орган развит в два раза лучше. По-видимому, в этом случае зрение и обоняние не «конкурируют», а дополняют друг друга, обеспечивая нужную быстроту реакции. У птиц сравнительно небольшая плотность чувствительных клеток: на каждый квадратный миллиметр обонятельного органа приходится в среднем чуть больше 20 тысяч чувствительных клеток — это в четыре раза меньше, чем у млекопитающих. Казалось бы, можно сделать вывод, что обоняние у птиц развито слабо. Однако такому выводу противоречат самые последние данные о строении чувствительных обонятельных клеток у серого гуся и серебристой чайки. Кроме обычных обонятельных волосков, обонятельные клетки этих птиц имеют микроворсинки, которых до сих пор никто не видел ни у каких других позвоночных. Предполагается, что эти микрообразования почти в 10 раз увеличивают воспринимающую запахи поверхность чувствительных клеток, то есть во много раз повышают чувствительность всего органа обоняния птиц.

—————————-
фото-www.naturepl.com (Chris O’Reilly)

1 ответ к “Обоняние птиц”

Итак, органы чувств. У птиц их столько же, сколько у человека, — зрение, осязание, обоняние, слух, вкус.

Возьмём обоняние. У птиц оно развито слабо, почти совсем отсутствует, да и как успеть им воспользоваться, когда они быстро летают, бегают, прыгают, ныряют. Уловить запахи при такой активности трудно. Правда, из каждого правила, как известно, есть исключения. В Новой Зеландии живёт нелетающая птица киви, которая благодаря своему превосходному обонянию и длинному клюву отыскивает во влажной почве свой корм – жуков, рачков, червей, мокриц, гусениц. Птицу эту новозеландцы настолько любят, что даже сделали её эмблемой своей страны.

Конечно, пользующиеся запахами птицы – большая редкость, хотя и были сведения о том, что так же могут находить корм некоторые кулики. Но несмотря на это, работавшая с голубями группа учёных выдвинула гипотезу о том, что они могут ориентироваться по запахам.

Учёные исходят из того, что разным местностям Земли присущи свои особые, специфические запахи. Ветер разносит их, и у себя на голубятне молодые голуби запоминают свои «родные» запахи окрестностей и запахи других мест, которые приносят ветры. Происходит запоминание: вот этот ветер с юго-востока пахнет так, а ветер с северо-запада – совсем по-другому и его , в свою очередь, не спутаешь с запахами юго-западного ветра. Если теперь голубей забрасывают в совершенно незнакомую местность, то они рано или поздно наткнутся на запахи родного места, своего «дома» и будут лететь к нему, дополнительно ориентируясь по запахам знакомых ветров.

На первый взгляд, даже заманчиво принять эти рассуждения, а на самом деле сразу же возникают серьёзные возражения. Прежде всего ясно, что в воздухе всегда запахи перемешаны, образуют целый «букет», в котором разобраться очень сложно, тем более, что запахи эти прибывают издалека. Вот если бы приблизиться к источникам запахов, осуществлять с ними непосредственный контакт, но тогда в «букете» надо перебирать все отдельные «цветы», тщательно запоминать их. А ветер тем временем изменился, и «букет» уже другой, надо всё начинать сначала. Птицам трудно, особенно в полёте, разбираться в запахах, для них эту гипотезу учёные не принимают всерьёз. Но и это не значит, что запахи вообще не могут быть ориентирами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *