Рубрики
Разное о птицах

Органы чувств у птиц

Органы чувств у птиц

Чтобы хорошо видеть во время полета, птицы располагают самым лучшим, по сравнению с другими животными, зрением. Также довольно хорошо развит у них слух, но вот вкус и обоняние у основной массы видов слабоваты.

Зрение. Глаза пернатых обладают целым перечнем структурно-функциональных особенностей, которые коррелируют с их образом существования. Особо заметны их относительно большие размеры, обеспечивающие широкий сектор обзора. У некоторых хищных пернатых они гораздо больше, чем у людей, а глаза африканского страуса — больше, чем слоновые.

Аккомодация глаз, то есть их приспосабливаемость к чёткому видению различных предметов при сокращении или увеличении расстояния до них, у пернатых происходит с феноменальной быстротой. Жертва, которую преследует ястреб, находится постоянно у него в фокусе, до самой поимки. Летящая через лесной массив птица, должна четко видеть ветки окружающих её деревьев, чтобы не удариться об них.

В глазу птицы присутствуют две довольно уникальные структуры. Первая — это гребешок, тканевая складка, вдающаяся во внутреннюю камеру глаза со стороны зрительного нерва. Вероятно, эта структура оказывает помощь в улавливании движения, отбрасывая на сетчатку тень, когда пернатая двигает головой. Вторая особенность – это склеральное кольцо, то есть слой меленьких пластинчатых костей в стенке глаза. Некоторые виды, особенно дневные хищники и совы, имеют настолько сильно развитое склеральное кольцо, что оно придает глазу форму трубочки. Это несколько удаляет хрусталик от сетчатки глаза и птица может различить добычу на значительном расстоянии.

У множества птиц глаза не могут двигаться в глазницах, т. к. надёжно в них закреплены. Однако этот недостаток компенсируется очень подвижной шеей, которая может повернуть голову почти в любую сторону. Ко всему прочему у птицы довольно широкий обзор, поскольку глаза располагаются по бокам головы. Такой вид зрения, при котором объект в любой момент видим одним глазом, получил название — монокулярное. Общее поле такого зрения – до 340 градусов. При бинокулярном зрении, оба глаза смотрят вперед, оно свойственно только для сов и его общее поле ограничивается примерно 70 градусами. Между бинокулярностью и монокулярностью есть переходы. Например, у вальдшнепа глаза настолько далеко отодвинуты назад, что видят заднюю половину поля обзора почти также хорошо, как и переднюю. Это позволяет ему видеть, что делается над ним, пока он зондирует клювом грунт в поисках червей.

Слух. Подобно млекопитающим, орган слуха птиц состоит из трёх частей: внутреннее, среднее и наружное ухо. Но ушная раковина отсутствует. «Рожки» или «Ушки» некоторых сов, представляют собой пучки относительно длинных перьев, которые не имеют к слуху никакого отношения.

У многих пернатых наружное ухо представляет из себя короткий проход. У нескольких видов, к примеру, у грифов, голова без оперения, и его слуховое отверстие хорошо видно. Но, как правило, оно прикрывается особенными перьями — кроющими уха. Совы, которые при ночной охоте ориентируются преимущественно на слух, имеют очень большие ушные отверстия, а перья, которые их прикрывают, образуют довольно широкую лицевую окантовку.

Наружный слуховой проход приводит к барабанной перепонке. Колебания перепонки, которые вызываются звуковыми волнами, проходят через среднее ухо (костную камеру заполненную воздухом) во внутреннее, где механические колебания трансформируются в нервные импульсы, направляющиеся прямо в головной мозг по слуховому нерву. В свою очередь внутреннее ухо состоит из трёх полукружных каналов, рецепторы которых способны обеспечить равновесие тела.

Хоть птицы и слышат окружающие их звуки в довольно широком частотном диапазоне, ещё они отлично чувствуют акустические сигналы представителей своего вида. Как показывают эксперименты, разные виды улавливают частоты от 40 герц (волнистый попугайчик) до 28 000 герц (зяблик), но обычно верх слышимости у птиц не превышает 20 000 герц.

Некоторые виды птиц, которые гнездятся в темных пещерах, стараются избегать там столкновения с препятствиями благодаря эхолокации. Такая способность, известна также у рукокрылых, наблюдалась, к примеру, у гуахаро с севера Южной Америки и в Тринидаде. Летая в полной темноте, он испускает череду высоких звуков и, принимая от стен пещеры их отражение, спокойно в ней ориентируется.

Вкус и обоняние. Вкус развит очень слабо, в связи с тем, что оболочка ротовой полости и покрытие языка в преимущественно роговые и для вкусовых рецепторов места на них мало. Но колибри определённо предпочитают различные сладкие жидкости и в особенности нектар, а большинство видов не приемлят очень горький или кислый корм. Вот только такие животные проглатывают пищу не разжёвывая, то есть, нечасто держат её полностью во рту настолько долго, чтобы тонко различить вкус.

Обоняние у пернатых развито тоже не сильно. Это коррелирует с относительно короткими носовыми полостями, размещёнными между полостью рта и ноздрями и небольшими размерами обонятельных долей мозга птиц. Исключением является новозеландская птичка киви, со своими находящимися на кончике длинного клюва ноздрями, что привело к вытянутости носовых полостей. Такие особенности позволили ей, при погружение клюва в землю, вынюхивать там подземный корм и в частности земляных червей. Также считается, что стервятники отыскивают падаль с помощью обоняния, а не только зрения.

———————
Фото ухо птенца ушастой совы © Вадим Зыков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *