Рубрики
Разное о птицах

Птицы и самолеты

Птицы и самолеты

Испокон веков животные, населяющие нашу планету, перемещались по своим излюбленным тропам, направление которых менялось незначительно. Со временем человек стал нарушать их миграционные пути, воздвигая различные преграды: каналы, изгороди, дороги и т. д. И птицы оставались свободны только в небе не мешая как будто никому, а вызывая лишь восхищение легкостью полета, не разгаданными до сих пор способностями — лететь точно к далекой невидимой цели.

Но вот в 1912 году во время показательного «рейса» из Северной Америки в Южную самолет братьев Райт столкнулся с чайкой. Управление машины вышло из строя, и она упала в воду. Летчику выжить не удалось. Вероятно, драма, вызванная неожиданным «антагонизмом» птиц и самолетов, не желавших, разумеется, друг другу никакого зла, тогда впервые разыгралась в воздухе.

В начале 60-х годов, когда появились мощные турбовинтовые и турбореактивные двигатели, сила «тарана» и опасность встречи с птицей резко возросли. Подсчитано, что при ее весе 1,8 килограмма и скорости самолета около 700 километров в час удар окажется втрое сильнее, чем у снаряда 30-миллиметровой пушки. Попадание в воздухозаборник реактивного двигателя, турбина которого делает несколько тысяч оборотов в минуту, приведет к разрушению агрегата.

В отечественной гражданской авиации ежегодно происходит примерно 1500 таких «таранов». Из них 10 процентов связаны с повреждениями авиационной техники и дальнейшим ее ремонтом, задержкой вылета, вынужденной посадкой, прекращением взлета и т. д. А много ли птиц страдает от столкновений? У нас по этой причине гибнет около 6-7 тысяч пернатых в год.

Опасность столкновения птиц и самолетов — большая проблема, над разрешением которой работают во многих странах. Существует даже научное направление — авиационная орнитология. На гражданских аэродромах находятся авиационные орнитологи. Они выявляют обстоятельства столкновений, охраняют птиц и самолеты друг от друга.

Группа российских ученых детально проанализировала свыше 3 тысяч воздушных столкновений. Оказалось, что большое их число приходится на периоды осенней и весенней миграций. Приводит к опасным ситуациям и появление молодых неопытных птиц в районе аэродромов в июне — 11,4 процента столкновений, в июле — 16,4 процента. Зеленые юнцы, впервые видящие небесных гигантов, неспособны управлять своим поведением, особенно в темноте, или когда самолет неожиданно появляется из облачности, или изменяет направление полета. Дело здесь в следующем: человек, переходя улицу, обычно сопоставляет скорость и направление движения проезжающих автомобилей со своей и решает, успеет ли он перейти на другую сторону или ему стоит подождать. У птицы — то же самое, когда на ее пути встречается самолет. Однако она не предполагает, что он летит быстрее ее, и ошибается. Это увеличивает число столкновений при скоростях 150-200 километров в час (39,2 процента).

Опытные птицы, живущие постоянно на аэродроме, довольно быстро раскрывают «обман», и поэтому они почти не сталкиваются с самолетами. Взрослые грачи, например, обычно пересекающие взлетно-посадочную полосу, облетают ее, как только начинают подыматься или опускаться лайнеры. Они спокойно разыскивают корм в непосредственной близости от полосы, не обращая внимания на проносящиеся с ревом самолеты. А ласточкам нравится ловить насекомых, поднятых вихрями теплого воздуха реактивных двигателей. Таким образом, поведение птиц, а не их численность приводит в основном к столкновениям.

Чтобы уменьшить эту опасность, ученые предлагают различные методы борьбы. Начнем с элементарных. В одном из регионов число столкновений сократилось на 40 процентов после того, как перестали вывозить пищевые отходы на мусорные свалки, расположенные возле аэродромов. В других случаях, например, оставляют возле аэродромов высокую густую траву, в которой птицам невозможно разыскать корм. Или удаляют из травяного покрытия аэродрома птичью гречиху, семена которой привлекают голубей. Или сажают верблюжью колючку, отпугивающую пернатых.

Ученые давно задумываются над тем, как использовать для отпугивания пернатых голоса самих птиц. Появились биоакустические репелленты (от латинского — отталкивающий, отгоняющий), суть действия которых — в воспроизведении магнитофонных записей птичьих сигналов. Криком тревоги птица, почувствовавшая опасности, информирует стаю или семейную группу. Крик страха обычно издается при виде атакующего врага.

Давно применяют записи репеллентных сигналов грачей, чаек, скворцов, ворон и других пернатых. В отечественной авиации такой метод используется с 1969 года: именно тогда в Таллинском аэропорту впервые начал действовать стационарный вариант биоакустической установки, он представлял собой десять 25-ваттных динамиков, установленных вдоль взлетно-посадочной полосы, кассетный магнитофон и мощный усилитель. С его помощью траслировался крик страха озерной чайки. Первое воспроизведение сигнала (в течение 40 секунд — 1 минуты) заставлял взлетать птиц, приближающихся к источнику звука, и кружить над ним. Второе (через 20-30 секунд) побуждало их улететь подальше.

Эффект также приносит использование одного мощного динамика (50-100 Вт), управляемого со стартового диспетчерского пункта аэродрома. Такой динамик позволяет увеличить радиус действия сигналов до 1000-1200 метров.

И радиолокаторы довольно эффективно помогают обнаружить пернатых и тоже предотвратить столкновение с ними вне аэродрома. Радиолокационный метод помог установить плотность перелетов зависит весной от температуры воздуха и формы облаков, а осенью от облаков и направления ветра. Закономерность выражается в виде простой формулы. Используя конкретные значения погодных параметров, определяют ожидаемую плотность миграции и, в конечном счете, планируют число и курс полетов лайнеров.

Также ученым удалось сопоставить данные различных методов изучения перелетов птиц (визуальных, радиолокационных, физиологических и т. д.) и получить формулу, с помощью которой уже можно прогнозировать, какое количество птиц будет пересекать тот или иной район.

Все эти исследования, конкретные усилия практиков принесли ощутимые результаты. Число опасных воздушных встреч на авиатрассах и аэродромах значительно сократилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *