Как изучать птиц. Фенологические наблюдения

Как изучать птиц. Фенологические наблюдения

Изучая птиц, каждый исследователь на протяжении года наблюдает изменения в природе и записывает их. На основе многолетних фенологических наблюдений можно составить для данной местности календарь природы, который имеет достаточно большое научное значение.
Записывать фенологические наблюдения удобнее на отдельных карточках, в которых отметить, что именно, когда и в каком месте наблюдалось.
Результаты наблюдений над птицами лучше всего записывать так:

1. название птицы;
2. к какой категории принадлежат (оседлая, кочевая, перелетная, пролетная);
3. даты весеннего прилета или пролета (первое появление, наиболее интенсивный прилет, окончание прилета или пролета);
4. где птица держится во время прилета, как летит (в одиночку или стаями), в какие часы суток;
5. когда занимает гнездовую территорию. Ориентировочное количество птиц в районе исследований;
6. какая птица (самец или самка) появляется первой на гнездовой территории;
7. характеристика (ландшафты) гнездовой территории;
8. характеристика поведения птиц (песни, токовые игры, драки, и тому подобное) во время занятия гнездовой территории и построения гнезда;
9. характеристика места, где строится гнездо;
10. когда и как строится гнездо, когда начинается построение, из какого материала, как долго, кто строит (самец, самка или обе птицы, вместе);
11. когда появляется первое яйцо, вся кладка. Сколько яиц в кладке, их расцветка;
12. когда начинается насиживание. Кто из птиц насиживает (самец, самка или обе птицы, по очереди), как проходить насиживание (в какие часы птицы сидят, когда оставляют яйца и на какие промежутки времени);
13. когда появляются птенцы;
14. как родители кормят птенцов во время гнездового периода (чем, как часто приносят еду, как очищают гнезда от отбросов);
15. как ведут себя птенцы в гнезде в течение всего гнездового периода;
16. когда вылетают птенцы из гнезда и как это происходит (сразу или постепенно);
17. где держится выводок молодых птиц после вылета из гнезда;
18. если есть вторая кладка, то в каком гнезде, сколько в ней яиц, когда начинается и заканчивается откладывание яиц, когда появляются птенцы второго выводка, чем их кормят родители;
19. чем питаются птицы в разные времена года (на основе наблюдений, анализа желудков, последа, экскрементов, определения остатков еды, найденных на месте питания птицы и тому подобное);
20. когда начинается осенний отлет или перелет птиц. Когда происходят интенсивнее всего и когда заканчивается;
21. где держатся птицы во время осеннего перелета. Как летят — стаями или в одиночку, в какие часы суток;
22. если птицы бывают в зимний период, то как себя ведут в зависимости от погоды;
23. где держатся, стаями или в одиночку, чем питаются. Если стаи смешанные, то из каких птиц они состоят;
24. какие враги у данного вида птиц (хищные звере, птицы, внешние и внутренние паразиты, болезни, стихийные бедствия).

Если исследуют возможности относительно привлечения птиц, то записи следует вести за таким планом:

1. какой еде во время зимней подкормки птица отдает предпочтение;
2. остаются ли птицы, которых кормили зимой, на гнездование в том же районе или улетают (определить кольцеванием или другими средствами мечения);
3. заселяет ли птица искусственные гнездовки;
4. если да, то какой тип и каких размеров гнездовки занимает более охотно;
5. какие мероприятия по охране определенного вида птицы эффективнее всего;
6. какие опыты и специальные наблюдения или эксперименты проводились с данным видом птиц.

Последствия многолетних фенологических наблюдений являются очень ценным научным материалом. Он поможет выучить птиц определенного района. Такие наблюдения советуем проводить всем, кто интересуется жизнью птиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *