Как изучать птиц. Фенологические наблюдения

Изучая птиц, каждый исследователь на протяжении года наблюдает изменения в природе и записывает их. На основе многолетних фенологических наблюдений можно составить для данной местности календарь природы, который имеет достаточно большое научное значение.
Записывать фенологические наблюдения удобнее на отдельных карточках, в которых отметить, что именно, когда и в каком месте наблюдалось.
Результаты наблюдений над птицами лучше всего записывать так:

1. название птицы;
2. к какой категории принадлежат (оседлая, кочевая, перелетная, пролетная);
3. даты весеннего прилета или пролета (первое появление, наиболее интенсивный прилет, окончание прилета или пролета);
4. где птица держится во время прилета, как летит (в одиночку или стаями), в какие часы суток;
5. когда занимает гнездовую территорию. Ориентировочное количество птиц в районе исследований;
6. какая птица (самец или самка) появляется первой на гнездовой территории;
7. характеристика (ландшафты) гнездовой территории;
8. характеристика поведения птиц (песни, токовые игры, драки, и тому подобное) во время занятия гнездовой территории и построения гнезда;
9. характеристика места, где строится гнездо;
10. когда и как строится гнездо, когда начинается построение, из какого материала, как долго, кто строит (самец, самка или обе птицы, вместе);
11. когда появляется первое яйцо, вся кладка. Сколько яиц в кладке, их расцветка;
12. когда начинается насиживание. Кто из птиц насиживает (самец, самка или обе птицы, по очереди), как проходить насиживание (в какие часы птицы сидят, когда оставляют яйца и на какие промежутки времени);
13. когда появляются птенцы;
14. как родители кормят птенцов во время гнездового периода (чем, как часто приносят еду, как очищают гнезда от отбросов);
15. как ведут себя птенцы в гнезде в течение всего гнездового периода;
16. когда вылетают птенцы из гнезда и как это происходит (сразу или постепенно);
17. где держится выводок молодых птиц после вылета из гнезда;
18. если есть вторая кладка, то в каком гнезде, сколько в ней яиц, когда начинается и заканчивается откладывание яиц, когда появляются птенцы второго выводка, чем их кормят родители;
19. чем питаются птицы в разные времена года (на основе наблюдений, анализа желудков, последа, экскрементов, определения остатков еды, найденных на месте питания птицы и тому подобное);
20. когда начинается осенний отлет или перелет птиц. Когда происходят интенсивнее всего и когда заканчивается;
21. где держатся птицы во время осеннего перелета. Как летят — стаями или в одиночку, в какие часы суток;
22. если птицы бывают в зимний период, то как себя ведут в зависимости от погоды;
23. где держатся, стаями или в одиночку, чем питаются. Если стаи смешанные, то из каких птиц они состоят;
24. какие враги у данного вида птиц (хищные звере, птицы, внешние и внутренние паразиты, болезни, стихийные бедствия).

Если исследуют возможности относительно привлечения птиц, то записи следует вести за таким планом:

1. какой еде во время зимней подкормки птица отдает предпочтение;
2. остаются ли птицы, которых кормили зимой, на гнездование в том же районе или улетают (определить кольцеванием или другими средствами мечения);
3. заселяет ли птица искусственные гнездовки;
4. если да, то какой тип и каких размеров гнездовки занимает более охотно;
5. какие мероприятия по охране определенного вида птицы эффективнее всего;
6. какие опыты и специальные наблюдения или эксперименты проводились с данным видом птиц.

Последствия многолетних фенологических наблюдений являются очень ценным научным материалом. Он поможет выучить птиц определенного района. Такие наблюдения советуем проводить всем, кто интересуется жизнью птиц.