Голубиная почта, как она работала?

На самой верхушке центральной башни почтамта г. Харькова можно рассмотреть четыре вольера, которые ранее предназначались для почтовых голубей. Это совсем неудивительно, если учесть год постройки здания – 1929. Современному человеку такой способ доставки писем кажется диковинным, но в те времена голубиная почта была очень востребованной и перспективной.

Голубь хорошо ориентируется в пространстве и запоминает местоположение своего гнезда настолько четко, что вернуться в него птице не составляет труда, пусть даже с расстояния в тысячи километров. Крылатый посланник был способен развивать скорость передвижения более 70 км/час, при этом высота его полета достигала 300 м.

В небе для такого летуна не было преград. Именно поэтому в конце XIX и начале XX веков во всех городах Европы использовались почтовые голуби.

Голубь всегда летел только в сторону своего родного гнезда, своей «станции». Поэтому на таких «станциях» всегда содержались не только «свои» голуби и голубки, но и птицы с других пунктов. При необходимости «чужаки» выпускались и улетали с прикрепленным письмом. Такой голубь тут же брал курс по направлению к своему дому и летел туда как можно скорее. Так адресат получал послание. А развозили голубей по чужим станциям в специальных повозках, на мотоциклах и даже на воздушных шарах.

Письмо часто кодировалось перед отправкой. Это делалось в основном в военное время, чтобы противник не смог прочитать сообщение, если даже перехватит голубя. У принимающей стороны были ключи для декодировки. Когда появилась фотография, такие сообщения стали делать на пленке, фотографируя текст. На другом конце связи принятый текст читали при помощи увеличительного стекла либо проектора, увеличивающего изображение.

Послания вкладывались в маленькую металлическую трубочку либо в обрезок пера и прикреплялись к лапке птицы или к хвостовому перу.

Наибольшую эффективность крылатая почта показала во время франко-прусской войны. Когда германским войскам удалось взять в осаду Париж, связь с городом не прервалась именно благодаря голубям. В переносе писем тогда было задействовано всего 73 голубя и эти быстрые курьеры за 140 дней осады передали больше миллиона официальных и частных писем.

Почти все крылатые почтальоны долетали до пункта назначения, существовала лишь одна помеха – хищные птицы, специально обученные ловле на голубя ястребы-перехватчики. Но, к счастью, почтовые птицы нечасто попадали в их лапы.

Сейчас голубиная почта существует как хобби, многие заводчики держат почтовых голубей просто для удовольствия. На самом же деле, такая почта имеет ряд преимуществ перед электронной – в ней почти не возникает помех и от электричества она не зависит. Поэтому даже в настоящее время ее можно рассматривать как альтернативный способ передачи информации на расстоянии.