Рубрики
Разное о птицах

Процесс обучения птенцов

слёток сибирского чекана - Saxicola maura

Птицы, очень способные ученики, однако множество нужных для полноценной жизни знаний и умений они не приобретают, а получают по наследству подобно муравьям и пчёлам.

Врожденных навыков и знаний у пернатых довольно много. С конца мая и в июне уже начинают покидать свои гнезда первые выводки птенцов. В эти дни в пригородных рощах и скверах постоянно встречаются крохотные несмышлёные воробышки, которые с трудом перепархивают по низким кустикам, молоденькие скворцы, дроздята. Первое время после вылета из гнёздышка птенцы этих птиц ещё плохо летают.
Из множества книг, написанных любителями пернатых, можно узнать о том, как взрослые особи учат летать молодняк. Совсем недавно и орнитологи думали, что большинству пернатых требуется какое-то время, чтобы научиться, полноценно владеть своими крыльями. Но есть птицы, к примеру, стрижи, которые являются исключением. У стрижей маленькие ножки и довольно длинные крылья. Даже взрослые особи не способны взлететь с ровного места. Если бы птенцы стрижей учились летать, то это занятие закончилось бы для них плачевно. Стрижата легко могут обойтись без предварительного обучения. В один из дней они просто вываливаются из гнезда и, прекрасно владея своими крыльями, взмывают в бесконечное небо.

Учёным не давал покоя, пример стрижей. Они приняли решение проверить, не смогут ли и другие пернатые, также хорошо летать без всякого предварительного обучения. Для этой цели они поделили на две партии голубят одного возраста. На одних надели детские носочки, прорезав в них дырочки для лапок и головы. В таком одеянии голубята не только летать, но крылышками двигать не могли. Другую партию оставили на свободе и вот когда вольные голубята прошли полный курс обучения, и достаточно хорошо овладели летными навыками, с первой партии голубят сняли носочки. Оказалось, что птенцы первой группы летали также хорошо как и второй. Правда, чтобы выполнить сложные виражи или противостоять ветру, следуя за взрослыми птицами, надо ещё много тренироваться, но это уже «высший пилотаж».

Птицы достаточно много знаний получают без специального обучения, то есть по наследству. И все же всё предусмотреть природа не сумела. Как, например, узнать птенцу, кто из ближайших соседей враг, а кто друг? Этому нужно учиться. Молодняк многих видов пернатых боится всех живых существ и вообще двигающихся предметов, и только постепенно научаются, кого не нужно бояться. Напротив, молодняк галок ни перед кем и ни перед чем не испытывают страха. В первые деньки после вылета из своего гнезда родители пристально следят за безопасностью своих галчат. Если вдруг в небе появился ястреб или неподалёку подкрадывается кошка, они издают особенный скрежещущий звук — сигнал тревоги. Одного урока бывает вполне достаточно, чтобы молодые пернатые запомнили на всю жизнь своих врагов.

Высшим животным, чтобы приспособиться к жизни, необходимо приобрести немаленький багаж знаний. В младшем классе они учатся распознавать своих родителей. Вроде бы, такие знания практичнее получать по наследству, чтобы новорождённые появлялись на белый свет уже с образом своей матери в мозгу. Вот только такой путь довольно рискованный. Если вдруг мать получит травму или просто перепачкается, что немного поменяет ее внешний вид, или «охрипнет», только что рожденные птенцы, не узнавшие ее, обрекаются на гибель. Особо важно хорошо запомнить своих родителей птенцам колониальных птиц. Если птенчикам, появившимся в сорочьем гнезде, на первое время достаточно уметь отличить взрослых сорок от скворцов, ястребов, галок, грачей, ворон, то птенцу чайки необходимо научиться, безошибочно узнавать собственных родителей среди множества, так похожих друг на друга, других взрослых чаек, проживающих в той же колонии. В старшем классе школы птенцам придется поближе познакомиться со своей стаей и хорошенько запомнить, кто пользуется уважением и влиянием в их сообществе.

Узнать голос родителей среди множества очень схожих голосов или распознать утку-мать из десятков похожих на неё уток очень сложно. Человек вряд ли справился бы с такими задачами. К счастью, природа упростила малышам процесс обучения. Устройство их мозга таково, что они воспринимают многие навыки в те определенные периоды, когда все уроки запоминаются мгновенно.

Гусята, утята, цыплята сразу, как вылупятся, могут активно двигаться. Вполне естественно, для того чтобы не потеряться, птенцам необходимо запомнить, как выглядит их мать. Малыши с рождения умеют передвигаться вслед за любым движущимся предметом. Первый встретившийся им, после вылупления, подвижный предмет, они запоминают, и считают своей родительницей. Примечательно, что это происходит в течение 10 — 15 часов после появления на свет, в дальнейшем способность запоминать безвозвратно утрачивается.

В программу высшего образования пернатых входит несколько вопросов. Одной из основных задач обучения — научить птенцов добывать себе корм. Этот процесс занимает у птиц от нескольких недель, до нескольких месяцев, а некоторым и несколько лет недостаточно.

Чомги, обучая птенцов навыкам ловли рыбы, подбрасывают им уже чуть помятых мальков и если малыши их тотчас не хватают, родители дают рыбёшке отплыть, опять ее ловят и снова бросают птенцам, до тех пор пока птенцы не догадаются, что от них хотят.

Важная часть в рационе дарвиновых вьюрков — личинки различных насекомых, обитающих в гнилой древесине. Прислушиваясь к звукам, доносившимся из старого трухлявого сучка, пернатая начинает делать отверстие в коре и вскрывает ход личинки. Потом вьюрок берёт острую палочку или отламывает у кактуса подходящую иголку и, очень ловко орудуя ею, выгоняет личинку наружу или накалывает её.

Птенцы вьюрков с самого раннего возраста любят «играть» различными острыми палочками, с удовольствием шарят ими в щёлках, но выудить добычу, даже если она им и видна, пока не научатся, не пытаются. А обучатся они долго, внимательно следя за родителями. Для начала они обязаны научиться отличать короткие палочки от длинных, острые от тупых, мягкие травинки от твердых. Затем приходит пора учиться изготавливать и пользоваться орудиями охоты. Слишком длинную палочку нужно укоротить, иголку от кактуса обломить. Когда птенец это все освоит, останется овладеть лишь самой техникой успешной охоты.

Ворон, чаек и многих других пернатых влекут просторные поля аэродромов. Однако именно здесь птицы совсем нежеланные гости. В семидесятых годах прошлого столетия ученые научились записывать тревожный сигнал пернатых и, транслируя его посредством репродукторов, прогоняли стаи птиц за пределы аэродромов. К сожалению, такой метод имел лишь кратковременный успех. Постепенно птицы поняли — их обманывают, и научились отличать тревожный сигнал из репродукторов, от реального сигнала опасности. Теперь родители учат своих птенцов не поддаваться на уловки человека. Было бы неплохо помешать работе таких птичьих школ, но вот только как?

————-
фото © Вадим Зыков

1 ответ к “Процесс обучения птенцов”

Большое спасибо за такую интересную информацию о птицах! Мне задали реферат по этой теме, долго искала подходящую информацию,даже в википедии не то что надо, вдруг я наткнулась на этот сайт и была приятно удивлена! Я уверена что с такой занимательной информацией я получу высший бал! ВСЕМ СОВЕТУЮ!!! Птицы Алтая- СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *